Жерлица, которой я с успехом пользуюсь уже несколько зимних сезонов, устойчива при поклевке, не требует сверления отверстий при установке, легко снимается при вываживании рыбы. Каркас я изготовил из трех дюралюминиевых полос толщиной 1,5-2 и шириной 13- 15 миллиметров. Длина их зависит от местных условий ловли, а конкретнее - от глубины выпадаемого снега. У нас в Беларуси она составляет в среднем 200-250 миллиметров, такой я и сделал длину полос. Поскольку длина флажка - 175-180 миллиметров, этого вполне достаточно, чтобы увидеть поклевку на расстоянии 150-200 метров. Положенные одна на другую полосы просверлил под болт М4 или М5, все вместе, не сдвигая, зажал в тисках и согнул под углом примерно 120°. Затем подложил под них кронштейн с таким же отверстием, согнутый под прямым углом, но сделанный из оцинкованной стали, поскольку к нему должны быть припаяны болт 3 и гайка 8. Катушку надо выточить на токарном станке из дерева твердых пород. Чтобы она могла свободно вращаться несмотря на попадающую внутрь влагу, в центр ее вставлена капроновая втулка 9. Болт 10 должен быть поставлен заподлицо, иначе пружина сигнализатора может застопориться при поклевке. Фиксатор пружины 7 сделан из алюминиевой проволоки диаметром 4 миллиметра, туго забит в специально просверленное для него отверстие, на выступающую часть надет мягкий 10-12-миллиметровый кембрик. Пружину сигнализатора поклевки (рис. 2) я сделал из стальной ленты от старой измерительной рулетки, один конец загнул крючком, на другой припаял отрезок медной трубки длиной 15 миллиметров, по внутреннему диаметру соответствующей крепежному болту 3. Чтобы привести жерлицу в рабочее состояние (рис. 3), надо ослабить крепление барашка, поставить стойки кронштейна в положение треноги, затянуть барашек и надеть на болт 3 трубку флажка (если она держится слишком свободно, следует ее слегка сжать). Затем наклонить флажок к катушке и зацепить его крючком за фиксатор 7, когда катушка находится в положении А. При поклевке катушка начнет вращаться по часовой стрелке, примет положение Б, крючок соскочит и флажок поднимется вертикально. Рис. 1. Жерлица, сложенная для транспортировки: 1 - дюралюминиевые стойки; 2 - гайка-барашек; 3 - болт каркаса; 4 - шайбы; 5 - кронштейн из оцинкованной стали; 6 - катушка; 7 - фиксатор пружины; 8 - гайка катушки; 9 - капроновая втулка; 10 - болт катушки. Рис. 2. Сигнализатор поклевки. Рис. 3. Жерлица в рабочем положении. |