Скорость полета птиц довольно значительна. Даже такая медленно летающая птица, как ворона, в час делает 50 км, аисты 60 км, а утки 70—90 км. Однако во время сезонных перелетов птицы обычно не используют полностью своих возможностей и летят не торопясь. Даже
весною, когда быстрота продвижения у них значительно большая, чем осенью, средняя скорость поступательного продвижения составляет у грача 55 км, белого аиста 60 км и кукушки 80 км в сутки. Таким образом, птицы в день тратят в среднем всего около часа на перелет, остальное время у них уходит на остановки. Относительно охотничьих птиц таких сведений не имеется, однако нет никаких сомнений, что и у них средняя скорость полета немногим большая. Правда, в отдельных случаях птицы покрывают без отдыха большие расстояния. Так, например, путем кольцевания было установлено, что вальдшнеп за одну ночь иногда пролетает до 500 км. Стая чибисов, занесенная бурей, за 24 часа пролетела по ветру 3500 км, из Англии в Ньюфаундленд (Северная Америка). Весной и осенью поздно вечером иногда откуда-то сверху доносится глухое гоготание гусей или звонкий свист кулика. Дело в том, что не только ночные птицы, но и некоторые дневные свои сезонные перелеты совершают по ночам. Только ночью летят перепела, лысухи, водяные курочки всех видов, водяные пастушки, деркачи, вальдшнепы, дупеля, гаршнепы и почти всегда ничью — бекасы. Как днем, так и ночью совершают перелет все дикие гуси, даже утки различных видов, гагары, поганки (нырцы) кроншнепы и многие другие кулики. Только днем летят лебеди, голуби — клинтухи, вяхири и горлицы, журавли, дрофы, чибисы, турухтаны и некоторые другие охотничьи птицы. На ход перелета оказывают очень большое влияние условия погоды. Весною резкое потепление всегда вызывает усиленный прилет птиц. При теплой погоде веской ежедневно появляются все новые гости с юга. Они почти без остановок продолжают свое движение дальше, на свою родину. Совсем другая картина наблюдается тогда, когда снова настанут холода. Перелет сразу приостанавливается, новые прилетные виды птиц не появляются. Сильное похолодание весной иногда вызывает движение перелетных птиц обратно на юг. Осенью, наоборот, всякое похолодание сопровождается усиленным отлетом птиц. В ненастные и холодные осенние дни на Днепре обычно наблюдается более интенсивное движение птиц на юг, чем в теплую погоду. В такие дни утки летят без остановок иногда в течение нескольких часов, покрывая «одним махом» по 150—200 км иногда, кроме того, удается наблюдать очень интенсивный пролет гагар и поганок. Теплая погода заставляет всех этих птиц садиться в местах, наиболее благоприятных для остановки. У некоторых птиц, например у крякв, гусей и других, осенний пролет имеет несколько периодов (волн) наиболее интенсивного продвижения. Первая пролетная волна у крякв проходит обычно еще в августе; потом в сентябре — октябре наблюдается одна, две, а то и три новых волны пролета; последняя волна всегда бывает при осеннем ледоходе. Эти волны пролетных уток всегда проходят или непосредственно перед резким похолоданием или при холодном северном и северо-восточном ветре. Вообще перелет птиц происходит гораздо интенсивнее при попутном ветре, чем при встречном. Особенно резко реагируют на направление ветра птицы с медленным полетом, например, чайки (мартыны). Их пролет идет всегда в штиль или с попутным ветром. Во время перелета большинство птиц держится стаями. Даже такие птицы, как вальдшнепы или дупеля, нередко для полета собираются небольшими группами или даже стайками. Очевидно, стайный
образ жизни имеет в данном случае преимущество. В стае птицам легче своевременно заметить нападающих врагов. Всякий охотник знает, что к стае уток или других птиц на выстрел подобраться труднее, чем к одиночной птице. Очень часто пролетные стаи имеют определенную форму. Едва ли можно найти человека, не видевшего весной или осенью гусей и журавлей, летящих клинообразным строем. Так иногда располагаются в небольших стаях и кряквы. Чаще утки выстраиваются косой линией, а в более крупных стаях одной или несколькими дугами, вложенными одна в другую. Чайки и некоторые кулики нередко летят шеренгой или косым рядом, как утки. Голуби летят довольно беспорядочной массой, но она всегда бывает больше вытянута в ширину и в передней части такой стаи птицы летят гуще, чем в задней. Иногда считают, что построение клином помогает птицам преодолевать сопротивление воздуха, что стая птиц разрезает воздух так, как нос лодки воду. Смена головной птицы, образующей острие клина, объясняется тем, что на нее ложится основная работа по рассеканию воздуха и она утомляется скорее остальных. При этом забывают, что стая птиц — это не цельный настоящий клин, а клин воображаемый. В действительности каждая птица летит на расстоянии одного и больше метров от своих соседей. Воображаемый клин, разумеется, не может разрезать воздух, как не может он выполнять и никакой иной работы. Надо сказать, что и форма того тупого, под углом около 90°, клина, каким летят птицы, не является наиболее полезной для преодоления сопротивления воздуха. Если бы стая птиц действительно могла разрезать воздух как сплошная масса, то наверно у них выработалась бы более выгодная форма — каплевидная или сигароподобная. Птицам, несомненно, выгоднее лететь правильным строем, однако совсем по другим причинам. Наблюдения показывают, что в воздухе, приведенном в вихреобразное движение, птицам лететь очень трудно. При построении клином, шеренгой или дугой ни одна птица не попадет в струю такого взвихренного крыльями соседки по стае воздуха. При правильном построении стаи каждая птица может равномерно работать крыльями, соответственно общему темпу и быстроте полета. В беспорядочных скоплениях птицы должны то сдерживать свой полет, чтобы не налететь на переднюю птицу, то сворачивать в сторону, уклоняясь от столкновения, то догонять, отстав от стаи. Нередко можно наблюдать как гуси или утки, испуганные неожиданным выстрелом, нарушают правильный строй, сталкиваются крыльями в воздухе, теряя вследствие этого бесполезно много силы. Во всякой стае, построившейся клином, шеренгой или вообще растянутой в ширину, все или почти все птицы могут осматривать местность, над которой они пролетают. Значит любую опасность, угрожающую с земли или с воздуха на пути перелета, будет значительно легче обнаружить. Каждая птица, первой заметившая опасность, подает сигнал остальным членам стаи своим поведением или голосом, после чего стая согласованно реагирует на опасность. При построении клином на переднюю птицу ложится обязанность проводника, предводителя стаи. Она в основном следит за правильностью дороги, соблюдает равномерную скорость полета. Разумеется, ее нервная система и органы чувств должны очень напрягаться, и она быстрее утомляется. Этим и можно объяснить частую смену передовой птицы, а не тем, что на нее ложится более тяжелая работа по разрезанию воздуха.
|